Памятка
Как обойти мошенников в праздники
  • Праздники — время радости и веселья! Но даже в преддверии новогодних праздников важно сохранять бдительность и критическое мышление. Давайте разберем, какие психологические уловки чаще всего используют злоумышленники, чтобы навредить вам и вашей организации.

  • Создание чувства срочности

    Злоумышленники любят торопить вас, внушая, что безотлагательные действия необходимы, иначе последствия будут плачевными (например, блокировка вашего счета или счета вашей организации).
    Деловой партнер отправил вам письмо с подозрительной ссылкой, с просьбой срочно что-то сделать? Позвоните ему, напишите ему в мессенджере (если это разрешено правилами вашей организации) или свяжитесь с ним по другим каналам связи.



  • Игра на чувствах

    Мошенники часто пытаются вызвать у жертвы сильные эмоции, из-за которых критическое мышление может отключиться. Это могут быть страх, сочувствие, радость, любопытство или другие чувства.
    Например, если вам пишет коллега с просьбой срочно отправить персональные данные, иначе его уволят, сохраняйте спокойствие. Подойдите к ситуации хладнокровно, как снеговик, и обязательно свяжитесь с коллегой через другой канал связи.
  • Авторитет и доверие

    Злоумышленники часто выдают себя за известных людей или авторитетных представителей организаций (техническую поддержку и т.п.).
    Например, ваш руководитель отправляет вам сообщение о том, что с вами свяжутся, и вы должны будете предоставить какую-то информацию.
    Вполне возможно, что это поддельный аккаунт. Если вы узнаете информацию о надвигающейся проверке от авторитетного лица, вы скорее поделитесь информацией.
  • Социальное доказательство

    Злоумышленники могут попытаться убедить вас, что другие уже сделали то, что они просят, чтобы вызвать доверие. Например, они могут отправить письмо с коммерческим предложением, указывая на множество пользователей, которые уже пользуются их продуктом. В письме могут быть прикреплены отзывы известных компаний, ссылки на мнения экспертов или упоминания в сети.
    Все это используется как инструмент социального доказательства. Противостоять таким уловкам непросто, но главное — всегда подвергайте полученную информацию сомнению.

  • Соблазнительные предложения

    Предложения, которые выглядят слишком привлекательно, чтобы быть правдой (например, выигрыш в лотерее или невероятные распродажи), часто оказываются уловкой. Всегда тщательно проверяйте легитимность таких предложений.
    Кроме того, доказано, что фактор дефицита усиливает интерес к продукту. Этим активно пользуются злоумышленники. Например, они могут отправить вредоносное вложение или ссылку в таком письме.


  • Актуальные события

    Злоумышленники часто используют актуальные события или праздники, чтобы создать ощущение срочности и значимости своих предложений. Например, перед Новым годом они могут отправить письмо с текстом:

    «Участвуйте в нашем новогоднем розыгрыше! Заполните анкету до 25 декабря и получите гарантированный подарок — фирменную кружку с символом года. А среди всех участников мы разыграем главный приз — смартфон! Для участия перейдите по ссылке».

    Такие предложения кажутся заманчивыми, но часто скрывают попытки похитить ваши данные. Всегда проверяйте, откуда поступает сообщение, и избегайте перехода по подозрительным ссылкам.






  • Дополнительные рекомендации

    Злоумышленники нередко изучают вашу активность в социальных сетях и используют собранную информацию для создания правдоподобных сценариев обмана. Будьте внимательны к тому, какие личные данные вы публикуете в интернете.
    О любых подозрительных ситуациях — например, странных письмах, неожиданных сообщениях или найденных в офисе флешках — сразу сообщайте в подразделение информационной безопасности.

Праздники — время радости, но важно не забывать о безопасности. Пусть только приятные сюрпризы ждут вас в этом году!


С наступающими праздниками! Берегите себя и свои данные!

С пожеланиями безопасности, StopPhish